Успех никогда не опьянял Гудона, он всегда трезво относился к своей славе, снобизм, даже чисто профессиональный, был ему чужд. Всю жизнь он оставался талантливым выходцем из низов, ему и в голову не приходило скрывать свое происхождение. Общение и дружба с передовыми людьми своего времени были для него куда интересней меценатства аристократов и королей.
Не вмешивался Гудон и в распри разных направлений искусства. Одному из теоретиков искусства он ответил: «Прошу прощения, Сударь, за то, что я не употребляю в этом письме все искусствоведческие термины, которыми Вы пользуетесь или же которые я встречаю время от времени в книгах. Признаюсь, это происходит оттого, что я совершенно не пользуюсь новым словарем и не очень хорошо понимаю все эти новые слова, которые тем не менее очень красивы». Не правда ли, великолепная ироническая откровенность. Может быть, Гудон и не понимал некоторые новые слова, зато в его ремесле, в его искусстве для него не было тайн.
После Великой французской революции, после колоссальных потрясений, пережитых Францией, слава его не ослабевает. Правда, во время революции погибли некоторые его статуи святых. Есть версия, что он переделал одну из таких статуй и представил ее Конвенту, как аллегорическое изображение философии. Эта статуя стояла в зале заседаний Конвента рядом с изображениями великих мыслителей древности и современности.
Пришедший к власти Наполеон заказывает Гудону свой портрет, а также портрет своей жены Жозефины, тогда как Людовик XVI такой чести скульптора не удостоил.
Госпожа Гудон, жена скульптора
Последняя его работа — бюст Александра I — выставлена в Салоне 1814 года. С этого момента и до 1823 года он занимается только преподавательской деятельностью.
Однако вернемся к статуе Вольтера. Трудно писать об этом человеке. Влияние его на мировую культуру чувствуется и в наши дни. Философ, талантливый журналист, писатель, драматург, публицист. Уже при жизни имя Вольтера стало легендарным. О нем пели песенки парижские мальчишки, он был авторитетом для философов, его пьесы, поэмы и романы гремели на всю Францию. Этот человек, всю жизнь боровшийся за справедливость, был очень неудобен правительству, и Вольтера выслали из Франции. Но и из ссылки Вольтер вмешивался в жизнь родной страны, требовал, защищал, призывал. Только глубоким стариком смог он вернуться в Париж. И вот 30 марта 1 778 года в Театре французской комедии на представлении пьесы Вольтера «Ирина» состоялось чествование великого вольнодумца. На сцену вынесли бюст Вольтера, который торжественно увенчали лавровым венком. Писателю, находившемуся в ложе, зрители устроили овацию. Это был его последний триумф.
Вскоре после этого племянница Вольтера, мадам Жюли, уговорила его позировать Гудону для портретного бюста. Писатель был болен, сеансы проходили вяло. Гудон никак не мог уловить выражение лица, которое он хотел бы запечатлеть в портрете. Перед ним сидел больной, равнодушный, усталый старик.
Тогда скульптор попросил помощника надеть на Вольтера лавровый венок. Писатель ожил, он как бы вновь присутствовал на чествовании в театре, но через несколько мгновений возбуждение сменилось раздражением. Вольтер сорвал с себя венок и, вскричав: «Что вы делаете, молодой человек? Бросьте это в мою открытую могилу!» — покинул мастерскую.
Сабина, дочь скульптора