Гений Свободы, дарящий пальмовую ветвь мира людям земли, парит над Будапештом. Автор этого монумента — известный венгерский скульптор Жигмонд Кишфалуди-Штробль, чье имя известно всему миру, чьи произведения украшают площади и музеи Европы и Америки. Творчество его проникнуто пафосом борьбы венгерского народа за свою свободу и независимость, остротой гражданственности, высоким гуманизмом, поэтическим ощущением мира.
В сложное время между двумя мировыми войнами, когда в хортистской Венгрии в силу многих политических и социальных причин преобладало торжественно-салонное искусство, Штробль оставался верен глубокому гуманизму и правде жизни. Он был одним из тех скульпторов, кто сохранил в своем творчестве живой источник вдохновения, питающийся героической историей народа, красотой повседневного труда человека, поэтическим восприятием мира.
И поэтому столь символичен, монументален и вдохновенен памятник, вознесшийся на горе Геллерт. Памятник победе человеческого разума, жизни и гуманизма над силами зла и смерти.
Место для монумента выбрано очень удачно. Гора Геллерт — самая высокая возвышенность в районе Буды на правом берегу Дуная. Ее крутой незастроенный склон спускается к реке, а на вершине разбит большой парк, ландшафтная архитектура которого была завершена в 1965 году к двадцатой годовщине освобождения Венгрии. Этот парк на западном склоне и зеленые массивы вокруг памятника создают естественный пьедестал-обрамление для монумента. Красота и своеобразие ландшафта определили структуру композиции памятника и в особенности аллегорическую фигуру Свободы, в которой романтический пафос образа сочетается с обобщенной выразительной пластикой.
Архитектурно-скульптурная композиция памятника рассчитана на разные пространственные точки восприятия. Каждому смотрящему из города видна статуя Свободы, поднятая на пирамидальный постамент. Она воспринимается как символ свободы и мира, парящий над городом. Устремленность вверх и вперед, развевающиеся складки одежды, летящие по ветру волосы — все это создает ощущение движения, взволнованной динамики. И в то же время поднятые над головой руки с пальмовой ветвью придают статуе устойчивость, завершенность и монументальное величие. Но вот человек подходит к ступеням лестницы, ведущей на гору Геллерт, и перед ним происходит как бы расшифровка первого впечатления от встречи с памятником, увиденным с большого расстояния. Обобщенный образ — символ Свободы — постепенно облекается плотью скульптурных групп и рельефов, расширяющих содержательное и образное решение памятника.
На подходе к главной статуе возникает аллегорическая композиция великана, борющегося со змеем, — символ непобедимой мощи народа, разрушающего силы зла и смерти. Фигура великана дана в резком повороте, в сильном динамическом напряжении. Это герой мифов и легенд, образ которого имеет историческую преемственность в искусстве всех времен и народов. Непоколебимая уверенность, сила, красота человеческого подвига, утверждающего победу добра над злом, и воплощение этой идеи в выразительной скульптурной пластике — все это оказывает мощное эстетическое и нравственное воздействие на зрителя.
Ящерица