Патриарх финской скульптуры. Часть 4

Аалтонен работал необыкновенно много, творчески напряженно. Его работоспособность стала легендарной. К 150-летию города Тампере ему заказали четыре статуи (каждая высотой в четыре метра), которые должны были олицетворять пробуждение и подъем национального самосознания финского народа. Аалтонен исполнил этот заказ чрезвычайно быстро и на высоком уровне. Одна из этих скульптур, «Дева Финляндии», в 1939 году экспонировалась на Международной выставке в Нью-Йорке и была единодушно признана в числе лучших скульптур десятилетия.

Всю жизнь Аалтонен упорно искал наиболее верное воплощение идеала красоты в скульптуре. Этот поиск нашел отражение и в пяти обнаженных фигурах, выполненных им для зала заседаний финского сейма.

«Передо мною стояла задача, — говорил скульптор, — прежде всего найти идею, которая была бы проста, монументально-величественна, вечна». Эта трудная задача была решена с успехом. Аалтонен предложил установить в высоких овальных нишах круглого зала пять позолоченных фигур: четыре мужских и одну женскую. «Умственный труд», «Вера», «Жнец», «Пионер», «Будущее» назвал он их.

Скульптура «Будущее» является, несомненно, ключевой фигурой этого ансамбля. Мать, стоящая спиной к зрителю и лишь слегка повернувшая в его сторону голову, держит на согнутой правой руке ребенка. Обращенный лицом к людям, он радостно улыбается, подняв ручонку. Настоящее и будущее — вот жизненный смысл композиции.

Вторично обратившись к теме материнства, Аалтонен воссоздает одну из героинь «Калевалы» — Марьятту. В эпосе рассказывается, что Марьятта, проглотив ягоду брусники, родила сына. Сказочный сюжет подсказывал отвлеченную, символическую форму композиции.

Но Аалтонен остался верен реалистическому образному мышлению. В его композиции Марьятта держит сына на поднятых вверх руках. В ее взгляде читается гордость и счастье материнства. Высокая, как бы тянущаяся вверх фигура еще более удлиняется ниспадающими почти до самой земли вертикальными складками платья, плотно охватывающего фигуру и пластично завершающего благородное совершенство образа. Аалтонен оставил яркое творческое наследие и как мастер рельефа. В ознаменование 300-летия поселения финнов на берегах Америки в Делавере он исполнил в большой плите красного гранита два рельефа: «Прощание с родным берегом», «Новоселье», создал несколько рельефов на темы рун «Калевалы» и трехметровый аллегорический рельеф «Богиня свободы увенчивает молодежь лаврами», предназначенный для Хельсинкского университета.

Аалтонен очень любил работать над скульптурой для больших открытых пространств. В одном из парковых бассейнов Хельсинки им была установлена своеобразная скульптура «Руки рабочего». Гигантская ладонь держит макет Дома культуры, который в то время проектировал Альвор Аалто — крупнейший финский архитектор. Серебристая гладь бассейна, полированный гранит руки, архитектурный замысел Дворца создали прекрасный художественный ансамбль во славу людей труда. «Лучший архитектор и лучший скульптор с нами», — говорили с гордостью рабочие. И еще один памятник посвящен им рабочему классу — это памятник 50-летию кооперативной деятельности в Финляндии. На одном из украшающих монумент рельефов художник вырубил свой портрет — в комбинезоне, рядом с рабочими. Он себя считал простым тружеником,

Аалтонен известен не только как скульптор. Биографы и исследователи его творчества неоднократно отмечали, что пластические образы нередко преобразовывались у него в живописные, и, наоборот, написанная картина служила основой для скульптуры. Действительно, целый ряд скульптурных портретов и композиций Аалтонена «возник» из ранее написанных акварелей или живописных работ. Живопись, акварель, театрально-декорационное искусство играли заметную роль в его творческой биографии. Из своих путешествий он всегда привозил множество этюдов и пейзажей. Его картины часто выставлялись в Финляндии и за рубежом. И все же, безусловно, Аалтонен-скульптор превосходит Аалтонена-живописца.

Традиции, утвержденные Аалтоненом, продолжены многими молодыми художниками Финляндии. Впрочем, могучая творческая личность Аалтонена оказала влияние на художественные взгляды не только своего народа — его искусство принадлежит всему миру.

Другие материалы