Певец людей труда. Часть 2

Вообще живопись на религиозные темы занимает большое место в раннем творчестве Константина Менье. На этом поприще он приобретает известность.

В те же годы он часто обращается к исторической теме, но вскоре в ней разочаровывается. Его все больше интересует современная ему жизнь больших городов и рабочих поселков, полная противоречий.

В 1878 году по совету Шарля де Гру он оказался на фабрике прокатных вальцов в Серане.

В своих живописных работах Менье одним из первых стал отражать тяжелый труд рабочих промышленных предприятий. Но он был не единственный. Целый ряд известных художников того времени видели в труде цель и смысл жизни общества. Среди них можно назвать французов Курбе, Милле и Домье, немецкого художника Менцеля. Бельгия на протяжении всего XIX века была страной самого продолжительного рабочего дня, самой низкой заработной платы, самого низкого жизненного уровня рабочих в Западной Европе. Поэтому неудивительно, что передовые бельгийские художники своего времени не могли пройти мимо этой важной темы. Искусство наполнилось новым содержанием.

Но окончательно тема индустриального труда и новый герой-рабочий — утвердились в творчестве Менье лишь после его поездки в районы угледобывающей промышленности страны в 1881 году, куда он направился вместе со своими друзьями: Камилем Лемонье, писателем-реалистом, историком искусства, впоследствии автором первой монографии о Менье, и Миллери. Они посетили не только Льеж и Монс, но и сердце страны угля — деревню Боринаж с ее многочисленными угольными копями.

Эта поездка, особенно тяжелые условия труда шахтеров произвели на художника неизгладимое впечатление. «Случай привел меня в черную страну, страну индустриальную. Я был поражен этой дикой трагической красотой. Я почувствовал в себе как бы откровение для создания дела жизни. Огромное сострадание охватило меня», — писал Менье. Результатом поездки были иллюстрации к книге Лемонье из жизни шахтеров, большее количество зарисовок и эскизов. Но главное заключалось не в этом. Именно здесь Менье определил круг тем, которые никто до него не разрабатывал в изобразительном искусстве.

Его сложившееся мировоззрение, зрелость таланта впервые раскрылись во всей своей неповторимости.

Одна из проникновенных живописных работ Менье — картина «Возвращение с шахты», созданная в начале 80-х годов. Монументальность образов достигается лаконичным обобщением силуэта, выбором точки снизу, пластической лепкой фигур, четким ритмом. Колорит картины сдержан. Две мужские фигуры и рослая девушка, идущая с ними, воспринимаются как часть большого единого коллектива. Образы преподнесены как типические, они полны достоинства и внутренней силы от сознания необходимости своего труда. Мир, окружающий идущих шахтеров, принадлежит им, создан их руками. Таких образов шахтеров до Менье не было ни в литературе, ни в изобразительном искусстве. Шахтерскому труду посвящен и триптих «Шахта. Подъем. Спуск». Бытовой и семейный уклад рабочих не привлекают художника. Он старательно избегает всего, что отвлекает от темы самого труда и лишает образы рабочих героичности.

Другие материалы