Его миниатюрные, камерные скульптуры немного напоминали восковых танцовщиц Дега, который в то время тоже увлекался лепкой. Только в женских образах Майоля, как всегда, не было заложено сюжета. Благодаря глубокой внутренней завершенности они монументальны, несмотря на маленькие размеры. И уже угадывалось, что скульптор не ограничится мелкими объемами, что недалек день, когда он примется за большие скульптуры.
По вечерам в его мастерской иногда собирались друзья — Морис Дени, Матисс, Боннар, Эдуард Вюйар. Приходил изредка Амбруаз Воллар, покровитель нового искусства, заинтересовавшийся творчеством скульптора. Майоль любил эти вечера, умел ценить прелесть неторопливой беседы, радость товарищеских встреч, обмен мнениями о творчестве друг друга, об искусстве вообще.
Новый день приносил новые творческие радости. Теперь его фигурки не напоминали ранние вещи, выполненные в стиле «модерн», а были более «архаизированными», более плотными (некоторые даже считали их тяжеловесными). В них слегка ощущалось влияние египетской и индийской скульптуры. Он лепил их без модели, даже без рисунка, «по наитию, целиком по воображению», как сам говорил. Может, оттого-то они и получались такие правдивые.
Его обнаженные полны жизни и одновременно замкнуты внутрь себя. Это был уже тот тип «майолевской женщины», о котором вскоре заговорит вся Франция. Пока это ясно только немногим друзьям. Дени и Матисс видят в Майоле новатора. Другие сомневаются, Уж очень он не похож на ниспровергателя: работает всегда над одной и той же темой — обнаженной или слегка задрапированной женской фигурой.
В чем новаторство? Есть ли потрясение основ? Вот Роден — да! Его творчество вызывало бурю негодования и бурю восторгов, стало сенсацией, триумфом. Знаменитый Роден совершил революцию в скульптуре. А Майоль еще почти неизвестен как скульптор.
Лишь в 1986 году выставлял свои статуэтки в отделе декоративного искусства в парижском осеннем Салоне и прошел незаметно. Так кто же прав в оценке Майоля?
Амбруаз Воллар склонялся в этом вопросе на сторону Мориса Дени. В 1902 году в своей галерее на улице Лафит он организовал первую персональную выставку скульптора. Для Майоля это было огромным событием. Он долго, тщательно отбирал работы, достойные, по его мнению, внимания публики.
33 произведения украсили галерею Воллара. Главным экспонатом, привлекшим внимание посетителей выставки, стала маленькая скульптура — «Леда», поразившая всех своей пластичностью и простотой. «Леда», словно прислушиваясь к чему-то внутри себя, замерла в грациозной женственной позе. Она — спокойна и естественна, она — вне времени. Это обобщенный, глубоко поэтический образ женщины.
Художники и критики заговорили о Майоле. Выставку посетил сам Роден. «Леда» покорила его.
— Я не знаю во всей современной скульптуре вещи, которая была бы столь абсолютно прекрасной, как эта, — сказал он скульптору, — столь абсолютно чистой, столь абсолютно шедевром.
Кого бы не взволновали подобные слова! Знаменитый Роден был человеком щедрой души. Он умел радоваться успеху своих собратьев. С выставки он приобрел маленькую «Еву». Его слова и сделанная им покупка явились как бы признанием нового прекрасного скульптора.