На каменную скульптуру Майоль потратил целую зиму. Отсекал камень маленькими кусками, тщательно следя, как бы не отколоть лишний — ведь потом уже не добавишь. В перерывах продолжал работать над гипсовой моделью, потом снова принимался за камень. Он был безжалостен к себе и неутомим. Зато результатом остался доволен.
— Я отлично справился с ней, — сказал он друзьям, вернувшись в Марли-ле-Руа.
Первоначальное название «Мысль» Майоль заменил на «Средиземноморье». В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура предстала перед публикой.
Средиземноморье
Успех был огромен. И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей. В удивительно пластичной, безупречной по композиции, выполненной е классических традициях скульптуре были заключены поэтичность, музыкальность, особое майолевское видение мира.
Сидящая обнаженная женщина, погруженная в задумчивость, словно застыла в вечности. Прекрасная и грациозная, полная жизни и теплоты, она одновременно воплощала некое общечеловеческое начало, являя собой совершенство форм, созданных природой, разумную красоту мироздания.
После долгого, почти безраздельного царства Родена в монументальной скульптуре Франции явственно прозвучало новое слово. Теперь это стало очевидно всем. Оно напомнило людям о том, что в нашем тревожном, беспокойном мире гармония, духовная цельность, чистота, красота — великие непреходящие ценности. И именно оттого, что совершенная форма содержала высокую идею, так мастерски привнесенную большим художником, скульптурный образ вышел глубоко одухотворенным.
— Я никогда не довольствовался ни формой, ни материалом, — говорил позже Майоль. — Я хотел не творить форму, а вкладывать в нее душу. Я искал дух.
Этот поиск с самого начала увенчался успехом. О скульптуре появились восторженные статьи. Писатель Андре Жид объявил, что «Средиземноморье» — олицетворение нового искусства. В самом деле, статуя была не просто первым монументальным произведением мастера. Это — своего рода манифест, которым Майоль утверждал эстетические и идейные принципы скульптуры, свое понимание проблем, стоящих перед монументалистами.
Художники, писатели, журналисты наперебой пытались объяснить публике искусство Майоля, тайны его мастерства. А он только лукаво посмеивался и повторял понравившиеся ему слова Баха о творчестве: «Чем тут особенно восторгаться? Нажимайте на нужную клавишу в нужный момент — и все».
Он сам нажимал на «нужные клавиши» своего таланта, и под его чуткими пальцами бесформенная глина или камень оживали, превращаясь в бессмертные произведения искусства.
«Средиземноморье» явилось первой прекрасной вехой на долгом и славном пути, который еще предстоял скульптору. Но и в конце жизни, уже создав не менее знаменитые статуи — «Помону», памятник Бланки, памятник Сезанну, «Иль-де-Франс» и другие, — он будет нежно любить свое первое детище, начало своего успеха. По желанию скульптора именно бронзовая статуя «Средиземноморье» — «самая молчаливая из дочерей его гения» (по словам Анри Фрера — ученика и биографа Майоля) — станет надгробием на его могиле в родном Баньюле.
Памятник Полю Сезанну