Как же творение великого датчанина попало во Львов?
В 1837 году графиня Ионинская заказала в Риме высокочтимому ваятелю большое надгробие для усыпальницы своих детей. Торвальдсен вырубил из прекрасного каррарского мрамора многофигурную композицию, которая и была отвезена в имение Ионинской близ села Черзоное под Тернополем. Спустя почти сто лет, уже после второй мировой войны один из сотрудников Львовской картинной галереи услышал случайно, что на Тернопольщине находится произведение знаменитого датского скульптора Торвальдсена. Когда экспедиция музейных специалистов прибыла на место, где, по рассказу очевидца, стояла усыпальница Ионинских, склепа не увидели. Оказалось, что он был разрушен в ходе военных действий. А быть может, композиция сохранилась?.. После упорных поисков наткнулись на скульптуру в руинах усыпальницы. Выкопали ее из-под груды кирпича и мусора.
Рельеф, опаленный огнем войны, находится ныне в экспозиции Львовской картинной галереи. В Копенгаген, в музей Торвальдсена, отправили письмо с фотографией скульптуры, с ее подробным описанием.
Еще одно значительное произведение Торвальдсена является украшением Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Это — беломраморная статуя княгини М. Ф. Барятинской. Княгиня представлена в изящно ниспадающих одеяниях греческой богини. И сама как богиня! Некая мифологическая Венера или Геба в их эстетической и опоэтизированной божественности, идеальной гармоничности тела, неземной величественности и благородстве, и в то же время простоте и очаровании. Это — образец прекраснейшей, совершенной античной женщины, как ее представляли великие греческие и римские ваятели, как ее представлял их выдающийся последователь Торвальдсен.
Правда, есть в скульптуре и некое чуть заметное земное дуновение, некое «оживление» греческой богини. Обратите внимание на шаловливо поднесенный к подбородку пальчик ее руки. Именно этот подмеченный художником жест возвращает Венеру с божественных высот на землю, делает ее княгиней Барятинской. Элегическая задумчивость, едва уловимая житейская озабоченность проводит незримую черту, отделяющую образ реальной, но идеализированной в духе требований классицизма женщины от величественной, парящей над временем греческой богини.
М.Ф. Барятинская
Скульптура, прекрасная по замыслу и восхитительная по исполнению, изваяние, ставшее гимном красоте и совершенству человеческого тела и духа.
Мария Федоровна Барятинская, жена князя Ивана Барятинского, славилась ослепительной красотой, остротой ума, добротой и женским обаянием. Она часто бывала в Риме. Фигуру Барятинской по просьбе князя вырубил ученик знаменитого ваятеля Фридрих Биссен. Но модель настолько очаровала самого Торвальдсена, что он сделал повторение с работы своего ученика, а вернее, создал вполне оригинальное произведение, одну из своих блистательных статуй. С огромными трудностями фигуру доставили из Италии в Россию, в Курскую губернию, и поставили в пышных апартаментах фамильного дворца Барятинских в Марьине. Казалось, навечно поставили. Однако через восемь десятков лет скульптуре пришлось вновь совершить путешествие, но на этот раз продиктованное обстоятельствами чрезвычайными и опасными...