«Вперед, сыны Отечества!». Часть 4

Эмоциональность и экспрессия никого не оставляют безучастными. Воздействие оказывает не только порыв движения, а в сочетании с ним лица реальных людей и фигуры-аллегории: опыт, зрелость, юность, свобода.

Искусство Рюда вырвалось на простор, как душа проснувшегося народа устремляется на защиту своего достоинства. Доблести своего века Рюд соотнес с доблестью и героикой античности и французской истории, отсюда такое сочетание драматического напряжения в образах горельефа с классическими отступлениями в виде символических и аллегорических предметов и фигур.

Скульптура на протяжении веков стремилась к реальности идеальной или к естественной. Романтизм был новым мировосприятием для Рюда. Он принял его, увлеченный идеей горельефа «Марсельеза», духовной атмосферой, царившей в искусстве. Романтизмом жила литература, живопись Жерико и Делакруа, музыка, которую так часто слышал скульптор у себя дома.

«Выступление 1792 года» наиболее значительное произведение Франсуа Рюда по проникновению во время, по тому, как оно соотнесено со славным прошлым, с той силой героизма, самоотвержения, которые проявляются в общественной жизни при крушении отжившего, при отвержении одной эпохи другой.

Рюд был рожден для выражения духа революции. Героико-романтическое начало составляло существо его характера.

Февраль 1848 года встряхнул все, Ламартин оставил поэзию и возглавил правительство, провозглашая социальный мир, Бодлер ходил с карабином по улицам Парижа, Мериме спасал искусство. Впервые после десяти лет отсутствия в Салоне появился Рюд. Экспозиции были невообразимы: выставлялись все, кто хотел, вплоть до бездарности. Но, так или иначе, Рюд был выбран президентом жюри секции скульптуры и принялся за дело. Ему поручили заказ на грандиозную статую Республики. И он воздвиг на Пантеоне исполненный духа романтизма монумент, которому не суждено было долго прожить — его разбили ядра пушек во время уличных боев. Можно представить себе огромную аллегорическую фигуру женщины во фригийском колпаке, перекликающуюся с образами Триумфальной арки.

В Париже, недалеко от Триумфальной арки, есть улица Рюда. Его имя носит один из прекрасных залов скульптуры Лувра. Его произведениями восхищаются миллионы людей, ибо это часть их прошлого, истории, просто человеческой красоты, всего того, что нам сопутствует всю жизнь.

Другие материалы