Костел св. Николая

Это самое древнее из сохранившихся культовых зданий в Вильнюсе построено в XIV в. на скрещении торговых путей. В исторических источниках о нем впервые упомянуто в 1387 г. Костел готический с деталями романского стиля. Небольшое строение внутри производит впечатление довольно объемного. Массивные стены сложены из крупного кирпича, по углам укреплены контрфорсами. На главном фасаде находится арочный портал, декорированный двумя рядами профилированного кирпича, стрельчатыми нишами. Костел зального типа, трехнефный. Пресбитерий отделен от нефов готической аркой. Нефы перекрыты сетчатыми сводами, которые поддерживаются четырьмя тонкими восьмигранными столбами. Их выступающие грани, сложенные из фасонного кирпича, характерны для старинной архитектуры Литвы.

При восстановлении костела после пожара 1749 г. фасад и интерьер приобрели черты барокко. Во второй половине XVIII в. сооружены органные хоры в стиле рококо, а в начале XIX в.— башня колокольни. Несмотря на позднейшие изменения, в костеле сохранились готические пространственная структура, конструктивно-композиционные принципы.

Костел св. Николая
Костел св. Николая

Костел долгое время был окружен пустырями, кладбищами; с расширением города он оказался в стороне от основных улиц. Пострадал в период войны 1812 г. После изгнания французов М. И. Кутузов приказал срочно обновить здание. Позднее костел часто ремонтировался и реставрировался. При реставрации в послевоенные годы укреплен фундамент здания, обновлен интерьер, при этом обнаружены фрагменты древней архитектуры (элементы колонн в боковом нефе).

В интерьере правого нефа в 1930 г. установлен бронзовый бюст великого князя литовского Витаутаса (ск. Р. Яхимавичюс).

В вильнюсском костеле св. Николая хранится редкий образец готического искусства XVI в.— деревянная скульптура св. Людвика, которая отличается выразительной композиционной структурой. Святой изображен во весь рост, в характерной для этого стиля позе, в длинном ниспадающем одеянии. Частично сохранились полихромия и позолота скульптуры, доминируют яркие локальные цвета. Интерьер реставрирован в 1972 г. по проекту архитектора Й. Зиболиса.


Другие материалы