Гомер скульптуры. Часть 3.

Фидий родился в Афинах. Здесь прошла его юность. Здесь он постигал основы скульптурного мастерства. Здесь же наряду со своими не менее знаменитыми современниками скульпторами Мироном и Поликлетом создавал произведения, которые за совершенство пропорций и форм потомки назвали классическими.

Как скульптор Фидий поистине многогранен — он одинаково хорошо владел разнообразной техникой и материалами этого вида искусства — мрамором, бронзой, золотом, слоновой костью. Кроме того, очевидцев изумляло тонкое декоративное и оптическое чутье Фидия.

Мирон. Дискобол.
Мирон. Дискобол.

Рассказывают, как однажды Фидий соревновался с одним из своих лучших учеников, прославленным Алкаменом. По условиям каждый из мастеров должен был сделать статую Афины. Пока обе Афины находились в мастерской, симпатии ценителей были на стороне Алкамена. Но вот скульптуры установили на предназначенные для них постаменты, и изумленные зрители воздали должное мастерству Фидия.

Поликлет. Дорифор.
Поликлет. Дорифор.

Работая над своими произведениями, мастер вносил в их пропорции нужные оптические поправки, учитывая то, как они в дальнейшем будут смотреться с далекого расстояния. Поэтому, производя странное впечатление вблизи, скульптуры Фидия преображались, едва их устанавливали на место, поражая своим совершенством и гармонией. Фидия в те времена знали не только в Афинах, но и в других городах-полисах Древней Греции, а созданные им статуи богов веками служили предметом поклонения.

На всю Аттику славился когда-то Зевс Олимпийский, которого Фидий сделал для храма в Олимпии. Неподвижный и величавый, как и полагается богу, он восседал на огромном троне, милостиво принимая почести, которые воздавали люди порождению своей же собственной фантазии.

Жезл в его левой руке заканчивался изображением орла — символом божественной власти Зевса. В правой руке он держал фигурку Ники — богини победы. Великолепные одежды бога, богато украшенные драгоценными камнями, были из чистого золота.

Другие материалы