Гомер скульптуры. Часть 5.

В так называемом Анадумене Фарнезе из Британского музея в Лондоне был «узнан» Атлет-победитель, единственно достоверная статуя Фидия на спортивную тему. Известны римские копии скульптур Деметры и Коры, некогда украшавшие одну из площадей Акрополя.

По реплике торса, находящегося в Дрездене, и по голове из Болонского музея удалось воссоздать одну из ранних скульптур Фидия Афину Лемнию. Идеалом прекрасных форм называли ее в древности. В ней Афина предстает не как дева-воительница, грозная дочь Зевса, а уже как покровительница искусств и домашнего очага. Ее лицо светится добротой и покоем. По описаниям современников, Фидий не стремился передавать порыв, бурное движение. Его статуи построены на строгой уравновешенности всех частей тела, величавы, полны божественного спокойствия, одухотворенности и доброжелательства к людям.

Даже сам грозный отец богов был весьма далек от некогда воспетого Гомером образа Громовержца: «Когда Зевс сдвинет брови и тряхнет кудрями на лбу — задрожат вершины Олимпа». Не гнев и угроза лежали на челе Зевса Фидия. Напротив, лицо его выражало благородное снисхождение к человеческим слабостям.

Мирон. Афина и Марсий.
Мирон. Афина и Марсий.

Таковы были, по единодушному утверждению очевидцев, боги и богини великого Фидия. Таковым был, вероятно, и сам творец могущественных олимпийцев. Потому что только человек, обладающий необычайной силой духа, способен вдохнуть в свои творения подобное величие.

Много великолепных статуй вышло из-под резца Фидия. Но, пожалуй, самым значительным периодом в творчестве мастера была его работа по созданию Парфенона.

Шестнадцать лет продолжалось строительство храма, и все эти годы Фидий был его бессменным художественным руководителем. Однако трагически окончилось для скульптора участие в этой работе. Статуя Афины, которую он сделал для Парфенона, стала косвенной виновницей его смерти.

История культуры человечества знает немало примеров, когда люди, чьими именами гордится сегодня мир, при жизни становились жертвами завистливой злобы, ненависти, умирали в нужде и отчаянье, гонимые и не понятые современниками.

Совершенным создателем богов называли Фидия современники. Однако ни боги, которых он изваял, ни влиятельные друзья не смогли оградить мастера от клеветы и зависти.

Другие материалы