Величайшего древнегреческого скульптора, одного из крупнейших мастеров эпохи высокой классики Фидия справедливо называют «Гомером скульптуры».
Рельефы Парфенона, выполненные Фидием и работавшими под его руководством другими афинскими ваятелями, полны глубокой человечности, прославляют величие афинского полиса и его граждан.
Среди работ Фидия, известных только по описаниям античных авторов и копиям, самыми прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 года до н. э. на афинском Акрополе в честь победы над персами, Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (одно из «семи чудес света») и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.
Под этими грандиозными статуями резцом великого ваятеля была высечена надпись: «Меня сделал Фидий, сын Кармидов. Афинянин».
Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под названием «золотого века». Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела. Юноши тех времен стремились походить на статуи, изваянные скульпторами.
Великолепное знание соразмерности и гармонии, точность и строгость выполнения характеризуют лучшие произведения античности.
Эта эпоха в скульптуре представлена целым созвездием имен: Мирон, Поликлет, Пракситель, Скопас, Лисипп. Каждый из названных гениев создал непревзойденные образы. Художников ценили при жизни их современники, и до сих пор творения, дошедшие до нас в обломках и копиях, волнуют нас своей совершенной красотой.
«Дискобол» — бронзовая скульптура Мирона (середина V в. до н. э.). Образ, знакомый всем с детства. Графичный силуэт этой статуи не раз становился символом атлетических состязаний, сотни реплик с нее украшали стадионы и парки нашей страны. «Дискобол» был «узнан» благодаря довольно подробному описанию древнегреческого писателя Лукиана. Ученые восстановили первоначальный вид статуи из нескольких наиболее совершенных в художественном отношении фрагментов, которые были близки к облику знаменитого «Дискобола». Как смело скульптор передал и опоэтизировал движение напряженного человеческого тела!
Скульптор Поликлет (вторая половина V в. до н. э.), современник и соперник Фидия, создал ряд замечательных статуй, в которых воплотил совершенные, идеальные соотношения частей человеческого тела.
Поэтическая красота пронизывает создания Праксителя (ок. 390 г. до н. э. – 330 г. до н. э.), его «Улыбающегося Гермеса» и обворожительную своей спокойной красотой «Афродиту Книдскую», воплотившую в себе ослепительное очарование юности. Сколько непринужденности, легкости, а главное, радости в творениях Праксителя!
Гениальный скульптор Скопас (IV в. до н. э.) в своих барельефах живо и страстно изображал эпизоды борьбы свободолюбивых амазонок с варварами.
Во всем многообразии состояний человека, свойств его характера показывает Лисипп своих атлетов: мужественными, смелыми, усталыми и задумчивыми. Они побеждают, страдают от ран, гибнут, защищаются. Каждое из этих несравненных изваяний с полным правом можно назвать шедевром скульптуры.
Ника Самофракийская