Один из эпизодов представляет осаду даками римской крепости. Над высокой каменной стеной стоят римские легионеры, их ритмически повторяющиеся фигуры создают ощущение монолитного единства воинов. У подножия стены беспорядочная толпа даков пытается овладеть укреплением. В рельефе нет глубины пространства, и все фигуры даны в одном масштабе. От этого кажется, что римляне словно обрушивают с высоты свои удары на головы врагов. Скульптор намеренно подчеркивает плоскостность изображения и строит рельеф на выразительности и разнообразном ритме линий контуров. Такая условность художественного языка способствует эпически спокойному характеру повествования, избранному создателями рельефа. В сценах рельефа показаны 2500 разнообразных фигур, и среди них 90 раз повторяется изображение императора. Рельеф колонны Траяна, прославляющий мощь римского оружия, — уникальный памятник римской скульптуры и драгоценный исторический источник, воссоздающий события «золотого века» Римской империи. Он может служить своеобразной энциклопедией тогдашнего военного быта, которая запечатлела типы римских воинов и даков, их оружие и одежду, вид укреплений.
Искусство скульптурного портрета в эпоху Римской империи продолжало и творчески развивало традиции, сложившиеся в последние века существования Римской республики. Острота видения, умение раскрыть в облике модели сплав индивидуального характера и жизненного опыта отличают скульптурные портреты I века н. э. Так, в портрете императора Веспасиана, происходившего из семьи откупщика по сбору налогов, мастер правдиво изобразил его крупную тяжелую голову, покрытый морщинами лоб, неприятный сверлящий взгляд маленьких, глубоко посаженных глаз, большие уши, характерный рисунок рта, массивный подбородок и крепкую жилистую шею. В выражении лица ясно чувствуется твердая воля, настойчивость и деловитость, которые сочетаются с хитростью и практицизмом. Придя к власти в результате гражданской войны, когда римская казна почти опустела, император упорядочил управление провинциями и сократил расходы двора. Он торговал должностями и продавал за деньги судебные приговоры, именно ему принадлежит циничный афоризм: «Деньги не пахнут». Сведения историков о жизни и деятельности Веспасиана хорошо согласуются с тем впечатлением, которое производит его скульптурный портрет.
Портрет Веспасиана
Женский портрет времени Флавиев
Образ знатной римлянки аристократического происхождения предстает перед нами в портрете конца I века н. э. из Ватиканского музея. Гордый поворот головы и высокая модная прическа придают облику дамы парадное великолепие. Искусная светотеневая игра в завитых локонах оттеняет спокойствие лица, в чертах которого угадывается и холодное высокомерие, и постоянная привычка повелевать.