Вместилище души. Часть 1

...Когда археологи вынесли из подземелья деревянную скульптуру, столпившиеся возле раскопок крестьяне так и ахнули:

— Это же наш сельский староста!

Перед ними был пожилой представительный мужчина с посохом в руке. Полный собственного достоинства, он спокойно и равнодушно смотрел поверх окружающих.

Ученые-египтологи так и назвали эту статую — «Сельский староста», хотя на самом деле она передавала точный облик царевича Каапера, который жил... четыре с половиной тысячи лет тому назад!

Почти пять тысячелетий были спрятаны от людских глаз в темноте подземелья парные статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. За это время исчезали и возникали цивилизации и государства, человечество вступило в век космических полетов, устарели даже недавние достижения науки и техники, а произведения искусства, созданные в незапамятные времена, по-прежнему полны жизни и огромной силы воздействия.

Чем больше на них смотришь, тем сильнее они завораживают. Кажется, что это живые люди, о чем-то напряженно думающие. Гений скульптора ярко запечатлел красоту и женственность Нофрет, мужественный и трагический облик Рахотепа.

А вот совсем другой образ, представляющий нам менее заметную сторону жизни. Это знаменитая статуя писца Каи. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать приказы фараона. Умное лицо с тонкими сжатыми губами выражает угодливость и хитрость ловкого придворного. Оплывшее жиром тело, подвижные ловкие пальцы, застывшая в немом ожидании поза потрясают правдивостью, совершенством исполнения. Широко открытые глаза настолько тонко инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся настоящими.

В чем же заключается притягательная сила древнеегипетского искусства? Почему древнеегипетские скульптуры при всей условности их поз и раскраски воспринимаются столь реалистичными по исполнению?

«Я был художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех своими знаниями... Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего старшего сына... Я видел творение его рук... в каждом ценном камне, от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева».

Так говорил о себе и своем сыне скульптор и живописец Иртисен, живший в XXI веке до н. э.

Статуя царевича Каапера, или «Сельский староста»
Статуя царевича Каапера, или «Сельский староста»

Желание побороть смерть, которая представлялась египтянам нарушением естественного течения жизни, страстная надежда на дальнейшую жизнь души породили заупокойный культ.

Другие материалы