Вместилище души. Часть 3

К шедеврам древнеегипетского искусства нельзя не отнести статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи, находящиеся в Музее изобразительных искусств в Москве. Они сделаны из дерева; глаза, ожерелье, браслеты инкрустированы золотом, одежда посеребрена.

Особенно восхищает нас красота и женственность Раннаи, глубокая человечность ее облика, нежность и мягкость очертаний. Замечательно передано просвечивающее сквозь легкую прозрачную ткань тело, красиво ниспадают на левое плечо локоны парика.

Статуэтка Раннаи
Статуэтка Раннаи

Примерно три с половиной тысячи лет назад на месте небольшого современного города Луксора находились Фивы — столица Древнего Египта. Широкий Нил несет свои воды мимо величественных развалин. Поднявшись на высокие пилоны луксорского храма, можно увидеть узкую зеленую долину, стиснутую безжизненными каменистыми холмами Ливийской и Аравийской пустынь.

Сфинкс
Сфинкс

На западном берегу реки некогда возвышались великолепные храмы, стояло множество скульптур, от которых сохранились две гигантские статуи Аменхотепа III — так называемые Мемноновы колоссы. Когда-то эти исполинские фигуры находились перед пилонами огромного храма. От него теперь не осталось и следа. Длинные аллеи сфинксов вели к Нилу. (Два сфинкса из их числа теперь украшают берега Невы, они вывезены из Луксора в Петербург в 1832 году.)

С запада долину обрамляют скалы. В одном месте они расступились, будто огромный сфинкс широко расставил лапы, оберегая бесценное сокровище — храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона, правившей Египтом в конце XVI века до н. э.

Храм царицы Хатшепсут украшало свыше 200 статуй. Лучшие мастера внесли свою лепту в создание этого грандиозного ансамбля, утверждавшего божественное происхождение царской власти.

Среди многочисленных скульптурных изображений царицы выделяются те, что стояли в главной молельне храма и носили культовый характер. Их особенность — сознательно возвеличенный, обобщенный, передающий основные, характерные черты владыки образ, в котором соединились глубокая продуманность и тщательная отработанность каждой детали. Центральная статуя храма высечена из необычного, близкого к мрамору известняка, а лица и руки остальных четырех окрашены в розовые цвета и покрыты лаком. Яркая индивидуальность облика Хатшепсут в сочетании с явной идеализацией создают обаятельный женский образ.

Другие материалы