Последним великим фараоном Египта был Рамзес II. При нем возводились невиданные по грандиозности постройки Карнака. Никогда ранее пилоны, колонны и монолитные колоссы не достигали таких размеров. Например, длина одного из пилонов составляла 156 метров, а стоявшие перед ним мачты имели высоту 40 метров. В заупокойном храме Рамзеса II находилась статуя фараона высотою 20 метров и весом в 1000 тонн.
Почти в любом месте Египта можно увидеть следы строительной деятельности Рамзеса II. Однако самая знаменитая его постройка — храм, целиком вырубленный в скалах Абу-Симбела (Нижняя Нубия). Фасад его представляет собой как бы переднюю стену гигантского пилона, перед которым возвышаются высеченные из скалы статуи владыки. Они были видны издалека всем плывущим по Нилу. Удивительно, каким образом сумели ваятели в огромных статуях сохранить портретное сходство.
Во время строительства Асуанской гидроэлектростанции этот храм был распилен на огромные блоки и по частям перенесен на возвышение, поскольку Асуанская плотина существенно подняла уровень воды в Ниле.
Египтяне не мыслили искусства без ярких и чистых красок: празднично расцвечивались архитектурные сооружения, раскрашивались скульптуры и рельефы, звонко расписывались стены. Краски были минеральные. Белая добывалась из известняка, черная — из сажи, красная — из красной охры. Зеленая — это тертый малахит, синяя получалась из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры. На стенах храма царицы Хатшепсут раскраска некоторых рельефов сохранилась до сих пор.
Древнеегипетским художникам было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Их произведения рождены и математическим расчетом, и трепетностью сердца. Они свидетельствуют о высоком взлете духа, стремлении к совершенству. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостного взгляда на мир. Это выражалось в достоинствах и каждого отдельного произведения, и в художественных ансамблях. Недаром в «Поучениях Птахотепа», написанных сорок пять веков назад и изучавшихся на протяжении многих столетий в древнеегипетских школах, утверждается: «Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?»